Вопросы психологу:

Ребенок ворует деньги у родителей

Современная жизнь, к сожалению, так устроена, что деньги стали необходимым средством к существованию. Мы расплачиваемся ими за коммунальные услуги, развлечения, удовольствия, еду и прочее. Деньги окружают нас повсеместно. Именно поэтому дети, начиная с младшего дошкольного возраста, четко улавливают связь: «удовольствие — деньги», «деньги — радость».

За деньги мама покупает ему игрушку, сок и чупа-чупс, за деньги мама ведет его в парк на карусели, и именно за деньгами родители каждый день уходят на работу, оставляя его с бабушкой или в детском саду. Ребенок понимает, что деньги — есть что-то очень важное, и невозможно быть счастливым без них. Чтобы подарить кому-то радость — нужно иметь деньги. Чтобы порадоваться самому — нужны деньги. Начинаете понимать, откуда родом эта проблема? Мы придаем деньгам слишком большое значение, и наши дети, наблюдая за нами, делают свои выводы, исходя из собственного опыта и познаний (которых у них нет).

Воровство у детей — не такая уж и редкая проблема, с ней сталкивался практически каждый. Хотя бы единожды в жизни, но каждый из нас взял чужое. Это еще не говорит о том, что ребенок должен вырасти вором и мошенником, не стоит драматизировать. Но следует обратить внимание, если даже после разоблачения и вашей беседы ребенок продолжает воровать. Если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, не медлите, обращайтесь за советом к психологу.

Воровство у детей младшего возраста

Малыши, начиная с 3-х лет, начинают четко осознавать понятия «мое» и «чужое», так что если ваш ребенок взял чужую вещь или деньги, то не тешьте себя иллюзиями, что он не понимает, что это не его. Он понимает. Попробуйте взять что-то, принадлежащее ему. Другое дело, что он еще не в состоянии дать объективную оценку своему поступку, он не думает, что поступает плохо. Он просто берет то, что хочет. Маленький ребенок не в состоянии поставить себя на место того, у кого он что-то взял. Он действует по принципу: «я хочу и возьму».

Что делать, если ребенок ворует и врет?

  1. Не ругаться. Не вздумайте называть ребенка вором, а его поступок — воровством. Не вешайте на него такие ужасные ярлыки. Лучше поговорить с ребенком ласково. Если он взял игрушку у другого ребенка — скажите ему, что тот малыш плачет без своей игрушки, наверняка не спит. Как же нам вернуть? Продумайте, как вы отнесете игрушку обратно.
  2. Если малыш взял у вас денег — не надо его ругать. Спросите у него, что он хотел бы купить на эти деньги? Зачем ему это? Предложите ему купить вместе. Если он хотел купить что-то не для себя — это не такой уж и плохой сигнал. Расскажите ребенку, что можно сделать подарок без затрат, своими руками. Внушайте почаще, что не все, что приносит радость — стоит денег. Делайте это сейчас, пока он маленький, и в будущем воровство больше не повторится.
  3. Проводите с ребенком как можно больше времени. Он должен чувствовать себя любимым. Не старайтесь «купить» ребенка, делая ему подарки и покупая все то, что он хочет. Эта дешевая подмена не является показателем любви, и дети это чувствуют. Подменяя ваше присутствие и заботу покупками дорогих удовольствий, вы как раз и провоцируете ребенка на неверные шаги в будущем.
  4. Отдельная тема — когда ребенок не просто берет что-то чужое, но еще и настойчиво отрицает. Во-первых, вы должны быть абсолютно уверены, что это взял ваш малыш, а не кто-то другой. Если так, то ваша основная забота — не воровство, а ложь. Дайте понять ему, что лгать очень плохо. Опять же, не ругайте, но пусть он увидит, как вы огорчились. Дети очень тонко чувствуют настроение мамы. Главное, успеть вовремя начать прививать ребенку понятия о честности, тогда и с воровством проблем не будет. Детская ложь это действительно отдельная большая тема. Я думаю, о ней мы еще поговорим.

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

На прием пришла мама с девочкой 12 лет. Встревоженная женщина, чуть не плача, рассказывает о том, что ее дочь периодически вытаскивает деньги у матери и отца, а последний раз случилось, что она вытащила купюру из сумки преподавательницы. Дома девочка не раз была наказана, но ситуация повторялась.

Из беседы с ребенком выяснилось, что у девочки очень строгие родители. Плюс ко всему, они постоянно заняты. В школе у нее нет подруг. На вытащенные деньги она покупала чипсы, орешки, кока-колу и прочие мелочи, чтобы угощать в классе своих одноклассниц. В этот момент она чувствовала себя в центре внимания, девчонки сходились вокруг нее, щедро благодарили, и целый день наша маленькая героиня проводила в компании «подруг». Ей это настолько нравилось, что ее не пугал гнев матери и тяжелая рука отца. Ведь только так (как ей казалось), можно заслужить дружбу.

Это далеко не единичный пример детского воровства, и мотив «покупки дружбы» является чуть ли не самым ведущим мотивом у детей.

Анализируя аналогичные ситуации, прихожу к выводу, что у всех детей, посягающих на чужие деньги и деньги родителей, не все гладко в семье и в отношениях с одноклассниками. Причем по материальному признаку семьи эти отнюдь не одинаковые. Детское воровство имело место как в бедных семьях, где родители были вынуждены во многом отказывать себе и детям, так и в семьях, где дети, казалось бы, имели все.

Общим было одно — детям не хватало психологического контакта с родителями. Не было доверия, не было духовной близости и взаимопонимания. Дети, неуверенные в любви и поддержке родителей, растут неуверенными в себе, а это порождает проблему в общении со сверстниками. И ребенок своими силами ищет выход из сложившейся ситуации, пытается компенсировать дефицит внимания и общения материальными удовольствиями, которые можно иметь, только имея деньги. А где он возьмет деньги? У родителей, у родственников, у преподавателей.

Так что делать?

Как отучить ребенка воровать деньги?

  • Самое худшее и бесполезное, что вы можете сделать — это называть ребенка вором. Многие родители начинают с того, что угрожают ребенку полицией, судом. Бьют по рукам. Угрожают, что ребенок может оказаться в тюрьме. И им (родителям) действительно кажется, что они на верном воспитательном пути. Но это не так. Благодаря подобным беседам у ребенка может сформироваться чувство собственной неполноценности, постоянной вины и занижение самооценки. А знаете, что на преступления чаще всего идут люди именно с подобными комплексами и характеристиками? Вы же не этого добиваетесь.
  • Поговорите с ребенком спокойно, выясните причину его «воровства». Что именно им движет? А причин может быть множество:
  1. У ребенка нет друзей, и он покупает угощения и маленькие подарочки для того, чтобы другие дети обратили на него внимание. Если это так, то здесь стоит поговорить с ребенком о дружбе. Объяснить, что дружба — это чувство бескорыстное. Расскажите ему истории о дружбе, ваши личные или из опыта других. Дайте ему почувствовать, что первый и самый преданный друг — это вы. И он в любом случае не одинок. Предложите пригласить одноклассников домой, устройте им маленький праздник. Ребенок почувствует себя более уверенно, ведь родители рядом с ним.
  2. Ребенок хотел определенную вещь, но родители ему не покупают. Таким образом он ищет другой способ приобретения желаемого. Что здесь посоветовать? Конечно, потакать всем желаниям детей не стоит. Но если же у ребенка есть конкретное и сильное пожелание и оно не претит вашим принципам, и вы можете себе позволить — почему бы не пойти ребенку навстречу? Никто не говорит, что вы должны пойти и купить, что он хочет. Обсудите с ребенком возможные варианты, как бы он мог получить желаемое. Как может заслужить. Либо это помощь маме в огороде или по дому, либо это успешное окончание четверти или года. Пусть это будет заслуженный подарок. Если у ребенка есть альтернатива — он не полезет в карман к родителям.
  3. Ребенок хочет иметь карманные деньги, но родители отказывают ему в этом. В то время, как его одноклассники и приятели давно уже получают определенную сумму от родителей. На самом деле в наличии карманных денег нет ничего плохого. Многие психологи советуют прививать детям культуру обращения с деньгами с малых лет. Дети должны знать цену деньгам, уметь с ними обращаться. Это воспитывает ответственность, рациональность и чувство самостоятельности. Когда деньги твои собственные, их уже не хочется тратить направо и налево. Появляется желание сэкономить, оставить, накопить. Что позитивно отражается на экономическом воспитании. Другое дело, что это должны быть деньги, которые ребенку дали родители по их решению. Ни в коем случае не ворованные деньги. И лучше, чтобы родители все-таки дали ребенку такую возможность. Здесь не играет большой роли количество денег. Здесь важен факт — у меня есть мой капитал и мне доверяют. Не хочется обманывать тех, кто тебе доверяет.
  4. Ребенка шантажируют, вымогают деньги. Это самый негативный мотив, который не связан с личными качествами ребенка. Мир детей, особенно подростков, очень жесток. И нередко случается, что более старшие или более сильные дети вымогают у слабых деньги, угрожая расправой в случае, если ребенок расскажет родителям или учителям. В этом случае ребенок не видит другого выхода, как украсть деньги у родителей. Как правило, его мучает совесть, он несчастен, но глубоко напуган. Если открылась такая ситуация, нельзя ни в коем случае ругать ребенка. Он не виноват. Здесь должны вмешаться взрослые, родители вымогателей и учителя. Здесь ребенок — жертва, а не преступник.

Помните, что это всего лишь советы, а не руководство к действию. Каждый случай индивидуален. И любую ситуацию лучше предупредить заранее. Если с вашим ребенком произошла подобная ситуация, проявите максимум тактичности. Не обсуждайте ее с другими. Сохраните эту неприятность в секрете. Не стоит стараться опозорить ребенка перед родными, рассказывая бабушке или тете, что «у нас завелся вор». Этим вы нанесете серьезную травму.

Будьте ближе с вашим ребенком. Сохраняйте доверительные отношения между вами. На личном примере давайте понять, что есть хорошо, а что плохо. Не забывайте, что дети это всего лишь дети. Они могут ошибаться и оступаться. Именно так они познают жизнь. Но если рядом есть взрослые, которые помогут, поддержат и направят по правильному пути, если ребенок чувствует, что он не один, что он любим всегда, каким бы он ни был — будьте уверены, он шаг за шагом превратится во взрослую личность, счастливую, психически здоровую, с правильными жизненными ценностями и моральными устоями.

3
Опубликовано: 2015.11.10 10:51

2 комментария

  1. Здравствуйте! Скажите,пжл., а если уже все беседы были, карманные деньги выделяются, общение по душам, а ребенок все равно повторяет эту ошибку и опять ворует, Что делать?

    0
  2. Очень хороший и правильный текст.

    0

Оставить комментарий:

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля