Вопросы психологу:

Ребенок не хочет ходить в садик

Находясь в сладком ожидании и нежно поглаживая животик, вы наверняка представляли себе, как будете отводить своего малыша в детский садик, наряжать его, учить с ним стихотворения и плакать от умиления на первом утреннике. И вот наступил этот торжественный момент, ваш малыш подрос и готов (по вашему мнению) шагнуть на первую ступеньку социального института — пойти в детский сад… 

Все взволнованы, мама больше чем ребенок. Вот она, сказочная детская страна, слышен детский смех и вкусно пахнет манной кашей. Казалось бы, все так просто. А вот и нет! И спустя пару дней мама понимает, что до исполнения её мечты еще как до Пекина на самокате. Ребенок в истерике, мама в истерике, а воспитатель понимающе кивает головой и говорит о каком-то адаптационном периоде. Вы не слушаете его, потому что в голове у вас одна простая мысль:

Как уговорить ребенка ходить в садик?!

Адаптация — естественный процесс приспособления организма к новым условиям. Вспомните ощущение, когда в сорокаградусную жару вы ныряете в прохладную воду. Вначале она кажется вам такой холодной что бррр, и только потом вы привыкаете, вам становится комфортно и не хочется выходить. Вы адаптировались. Подобное происходит с маленьким ребенком. Из тепла родительского дома, из-под крылышка мамы его беспощадно оторвали и оставили в уютном, но совсем ему не знакомом и пугающем месте. Кто бы не испугался?

Часто бывает, что первый день в детском саду ребенок проводит с огромным удовольствием, спокойно отпускает маму на работу, изучает игрушки, слушает сказки и даже кушает. И мама расслабляется, думая, что все отлично, адаптировался. Не тут-то было! На другой день наблюдается противоположная реакция, ребенок истерит по любому поводу, «прилипает» к маме и не дает ей уйти. После нескольких попыток воспитателю таки удается оторвать плачущее создание от юбки, и унести его в группу, захлопнув дверь перед носом растерянной мамы.

Мама в шоке, малыш в шоке. Он может продолжать плакать в садике, может успокаиваться. Здесь все зависит от индивидуальности ребенка и от профессионализма воспитателя. Процесс адаптации у детей младшего возраста может длиться от 1 недели до полугода. Это очень пугает родителей, но именно они должны сохранять спокойствие, чтобы помочь своему маленькому сокровищу адаптироваться в этой новой для него социальной сфере.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Отечественные и зарубежные педагоги считают, что наилучший возраст для начала посещения сада — 3-4 года. В Европе детские сады функционируют с 3 до 6 лет (до трех лет существуют ясли). В данный момент большинство детских садов в России также принимают детей только с 3 лет. Еще не так давно во всех детских садах функционировали младшие группы (от 2 лет), сейчас же далеко не все садики работают с детьми младшего возраста. Так когда же лучше начать?

Дети 2-х лет намного быстрее привыкают к детскому саду и меньше капризничают. Но есть и обратная сторона медали — иммунная система еще недостаточно сильна, и ребенок все еще отождествляет себя единым с матерью организмом. Оторвав двухлетнего (а то и меньше) малыша от матери, можно нанести ему серьезную психологическую травму. И опасность в том, что вы можете даже этого не заметить из-за отсутствия слез и капризов. Что же делать?

  1. Хорошо взвесьте все «за» и «против» детского сада. Действительно ли есть необходимость отдать двухлетнюю кроху в детский сад? Если мама работает, лучшей альтернативой была бы бабушка. Если вы отдаете в сад для общего развития — стоит подождать трех лет.
  2. Если вы отдали малыша в садик, то все свободное от сада время старайтесь проводить вместе с малышом, играйте, гуляйте. Малыш должен чувствовать, что вы вместе, что вы его любите и вы по-прежнему единое целое.
  3. Если малыш заболел, ни в коем случае не ведите его в детский сад. Это плохо как для него, так и для других детей. Лучше остаться дома.
  4. Возьмите у воспитателя или перепишите в раздевалке распорядок дня. В те дни, когда ребенок остается дома, старайтесь следовать этому распорядку, чтобы ребенок побыстрее к нему привык.

Адаптация детей трех лет

В три года ребенок уже значительно отличается от своих младших товарищей. Как правило, в этом возрасте наступает знаменитый период «я сам», именуемый страшным словом «кризис трех лет». В это время малыш начинает осознавать себя отдельно взятой личностью, со своими желаниями, потребностями и эмоциями. Он больше не часть мамы, мама это не весь мир, хотя она остается самым важным и дорогим ему человеком. Это оптимальный момент для начала посещения детского сада. Но тут монета может пасть любой стороной. Ребенок может легко и просто влиться в коллектив своих сверстников, а может впасть в глубочайший кризис, изводя своих родных и воспитателей бесконечными криками и истериками. Почему так происходит?

  • Несмотря на то, что малыш осознал себя отдельным от мамы человеком, он чувствует себя полностью зависимым от нее. Поэтому ему так страшно отдаляться на расстояние, где мама теряется из поля зрения. Он испытывает страх от того, что не знает, вернется ли мама или нет. Он не уверен.
  • Новый режим, новые правила, новые люди воспринимаются маленькой бунтующей личностью как враждебные. Он протестует.
  • Мамы больше рядом нет, а с другими он боится позволить себе «лишнего». Кто же еще, кроме мамочки кинется исполнять все его капризы и пожелания? Никто. Значит: «МА-МУ! МА-МУ!»

Это частые, но далеко не все причины слез и агрессии трехлетнего ребенка. Все дети разные, причины у каждого свои. Общее только то, что период адаптации у всех проходит достаточно болезненно. На фоне нервного стресса понижается иммунитет, возможны частые простудные и вирусные заболевания

Советы родителям по адаптации в детском саду для любого возраста

Чтобы период адаптации протекал как можно спокойнее и незаметнее, начинать привыкать к садику нужно еще задолго до первого дня посещения. Тем самым вы подготовите ребенка физически и морально и упростите себе жизнь.

  1. Заранее ознакомьтесь с распорядком дня в вашей группе и старайтесь следовать ему дома до начала посещения детского сада. Даже если не работаете, вставайте пораньше и ложитесь пораньше. Изменение режима сна — одна из основных причин истерик у детей. Лучше начать привыкать заранее.
  2. Ознакомьтесь с меню питания в детском саду, старайтесь кормить ребенка дома как в садике: на завтрак каши, на обед суп и второе. Ужин, как правило, не так важен. Очень часто (что греха таить) мы кормим наших детей неправильно, уж не говоря о несоблюдении режима. Воспитатели в садах жалуются, что дети не привыкли есть супы и каши, зато хлеб они съедают весь и сразу, запивая его напитками. О чем это говорит? О том, что дети, в основном, питаются дома «сухпайком», и привыкли перекусывать. Чтобы у вас не возникла подобная проблема, приучайте ребенка к здоровой и правильной пище.
  3. Заранее познакомьте ребенка с детским садом. Попросите у заведующего разрешение приводить ребенка гулять на площадку, когда выходят группы детского сада. Так, находясь рядом с вами, малыш ознакомится с местностью, а также познакомится с воспитателями и детьми заранее. Когда настанет момент, и вы оставите его одного — он будет узнавать знакомую ему местность и людей, что значительно смягчит первую реакцию.
  4. Часто говорите с ребенком о садике. Рассказывайте, как там интересно. Как там дети поют, играют, танцуют. Сколько там игрушек. А какие там праздники, подарки. Завлекайте, интригуйте. Рассказывайте ребенку о своем собственном позитивном опыте в детском саду. Очень хорошо, если у вас есть старший ребенок, посещающий детский сад. В таком случае младшие дети уже заранее «завидуют» своим старшим братишкам (сестренкам), и им не терпится уже вступить в эту «взрослую» жизнь.

Что делать, если ребенок плачет в садике?

Адаптационный период может длиться довольно долго. Но, как правило, детям достаточно 1 месяца, чтобы успокоиться и привыкнуть к новой жизни. Если ваш ребенок собирается в сад со слезами, которые не прекращаются даже в садике, то вам помогут некоторые советы:

  1. Никогда не ругайте ребенка за то, что он плачет. Плач — это естественная реакция организма на стресс. Поверьте, гораздо страшнее, когда дети замыкаются в себе и переживают своё немое горе без слез.
  2. Никогда не отзывайтесь негативно о детском саде или о сотрудниках сада в присутствии ребенка.
  3. Никогда не пугайте ребенка садиком: «Будешь орать, в садик тебя отправлю». Так посещение детского сада воспринимается, как наказание. А разве можно полюбить то место, куда ссылают для отбывания наказания?
  4. Никогда не угрожайте: «будешь орать — я тебя вообще не заберу». Дети в это верят и для них это самый большой страх. Страх, что мама не вернется больше. А своими словами вы лишь подтверждаете, что его опасения не напрасны, а вполне реальны.
  5. Постоянно спрашивайте у ребенка про садик: как зовут деток? что они делают? с кем играют? какие игрушки есть в саду? Эти вопросы пробуждают желание ответить. И если ребенок затрудняется, на другой день он захочет добыть эту ценную информацию, чтобы порадовать маму.
  6. Если ребенок плачет при расставании, то, возможно, лучше, чтобы в детский сад его отводил тот человек, с кем ребенку проще расстаться. Пусть это будет папа или бабушка или старший ребенок. Часто именно фигура удаляющейся матери приносит больше огорчения, чем весь день пребывания в саду.
  7. Стройте с ребенком планы на то, что вы будете делать после садика. Например: «Я приду и заберу тебя, когда ты поужинаешь, и мы сразу пойдем в кафе есть мороженое!». В этой фразе содержится важная для ребенка информация. Он знает, когда его заберут (когда поужинает) и знает, что после этого вы пойдете есть мороженое (или в парк, или к бабушке). Неважно, куда вы пойдете, важен тот момент, что у вас есть конкретные планы, а это значит, что мама ТОЧНО придет и заберет его. Так дети чувствуют себя спокойнее и увереннее.
  8. Старайтесь не забирать ребенка позже. Дети пугаются и расстраиваются, когда остаются одни. Тот момент, когда за всеми приходят, а за ними нет, приводит их к размышлениям: «А вдруг за мной так и не придут?»
  9. Каждый детский сад выпускает методичку для мам по теме адаптации в группе. Это может быть папка-передвижка в раздевалке группы, может быть распечатанная методичка, которую воспитатель раздает на первом родительском собрании. Почитайте ее, не игнорируйте.
  10. В некоторых детсадах есть штатный психолог. Это специалист, который каждый день сталкивается с аналогичными проблемами. Пообщайтесь с ним. Он выслушает, даст совет и проследит поведение вашего ребенка.

Взаимодействуйте с детским садом, его сотрудники — ваши друзья и помощники. И поверьте, вскоре все слезы и истерики останутся в прошлом. Удачи вам.

0
Опубликовано: 2015.11.09 11:27

Оставить комментарий:

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля