Вопросы психологу:

Гиперактивный ребенок — что делать родителям?

Конец 60-х годов прошлого столетия ознаменовался появлением в медицинской практике понятия «гиперактивность». Оно, скорее, понималось не как заболевание, а как патология в развитии. Спустя 20 лет его стали классифицировать как заболевание центральной нервной системы, вызывающее проблемы с памятью, вниманием и способностями к обучению. На языке специалистов оно звучит как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДФГ).

Проявление гиперактивности у детей сегодня считается врожденной патологией, выраженной в неспособности ребенка переносить любого вида нагрузки: физического, психического, эмоционального и умственного характера. Вместе с тем, до сих пор понятие «детская гиперактивность» у многих специалистов, а также родителей, вызывает разногласия. Ведь зачастую бывает очень сложно отличить, имеет ли ребенок действительные проблемы с поведением или же просто обладает от природы ярким темпераментом.

«Тревожный ребенок»

С точки зрения медицины, гиперактивность — это особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы. В следствии этого ребенок становится чрезмерно подвижен, невнимателен и капризен. Но только врач (невролог) может диагностировать заболевания.

Ребенок должен расти подвижным и активным, и не стоит ограничивать его в стремлении познавать новое. Но иногда подобная подвижность бывает чрезмерной. Как же определить эту тонкую грань, с которой ребенок из обычного превращается в гиперактивного?

Конечно, сложно порой понять, что относится к категории нормального поведения и развития. К тому же многое зависит и от специфических черт характера ребенка, его темперамента, индивидуальных особенностей организма.

Одним их симптомов гиперактивного ребенка можно назвать преувеличенное чувство тревожности. И хотя эти два понятия не являются тождественными, т. е. тревожный — не есть гиперактивный и наоборот, не обращать на данный фактор в поведении ребенка нельзя.

Дети подобного типа обладают заниженной самооценкой, весьма болезненно относятся к критике в их адрес, бояться нового, заранее обвиняя себя во всех возможных неудачах. Не делают ничего без одобрения со стороны взрослых, плохо идут на контакт, чувствуя себя не способными к совместным играм.

Неусидчивый ребенок: первые признаки гиперактивности

Прежде чем ставить на ребенке диагноз «гиперактивный», давайте попробуем разобраться с основными отличительными признаками данной патологии. А также проанализируем, чем отличается поведение гиперактивных детей от просто активных и каковы причины его формирования.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность, может проявиться у ребенка еще в младенческом возрасте. В этом периоде присутствуют лишь свойственные болезни проявления (плохой сон, беспокойство и так далее). Более выражено гиперактивность проявляется в возрасте 2-4 лет и распознать данный вид заболевания можно по следующим признакам:

  • неспособностью ребенка находиться в состоянии покоя – ему просто необходимо постоянно двигаться, куда-то бежать и что-то делать, причем без особой цели,
  • отсутствию концентрации – не может подолгу увлекаться каким-то одним делом,

Есть мнение, что, если ребенок в 5 лет может просидеть спокойно 20 минут – он абсолютно здоров в плане развития нервной системы. До этого возраста концентрация внимания может быть снижена до 5-10 минут, а все его быстрые движения и стремление всегда что-то делать – лишь проявления темперамента.

  • излишней болтливости, сопровождаемой проглатыванием фраз и окончаний слов,
  • неспособностью к проявлению терпения,
  • выражением агрессии, гнева, неуравновешенности и вспыльчивости,
  • отсутствием реакции на сделанные замечания,
  • стремлением слушать только себя,
  • задержкой речевого развития,
  • бессонницей.

Внимание: не спешите с диагнозом!

Вышеперечисленные признаки могут указать на проявление гиперактивности у ребенка. Вместе с тем, некоторые из них можно без труда наблюдать и у здоровых активных детей. Поэтому, чтобы не ошибиться и не переживать, проанализируем поведение ребенка, который вполне может проявлять некоторые из приведенных выше признаков как результат своего врожденного темперамента:

  • после активной двигательной деятельности ребенок может самостоятельно прилечь и отдохнуть за просмотром мультфильмов;
  • ребенок не испытывает проблем с засыпанием (если не находится в состоянии стресса);
  • сон крепкий и спокойный (у грудничков – только с перерывами на кормления);
  • сформировано ощущение страха;
  • легко отвлекаются от истерики;
  • могут поделиться с другими детьми игрушкой (даже если маме приходиться его уговаривать).

Причины гиперактивности детей

Почему же возникает состояние гиперактивности? Причин для этого не так уж мало:

  • ребенок появился на свет с помощью хирургического вмешательства (кесарево сечение),
  • сложное протекание естественных родов, сопровождаемое безводным периодом, вызвавшие гипоксию у ребенка;
  • ранние роды,
  • внутриутробные изменения в развитии.

Если диагноз подтвержден – родителям остается только набраться терпения и постараться пересмотреть свою систему воспитания. Ведь если данной проблеме не уделить должного внимания, состояние ребенка может ухудшиться, что приведет к необратимым последствия в будущем.

Что делать, если ребенок гиперактивный: советы психолога

  • изменить распорядок дня, сделав его более жестким,
  • приучить ребенка к зарядке,
  • переосмыслить систему питания – только здоровая еда без всякого принуждения,
  • создать ритуалы, которые позволят упорядочить поведение ребенка,
  • записать ребенка в дополнительные детские кружки или использовать любые другие дополнительные факторы, позволяющие выплеснуть малышу свою нерастраченную энергию,
  • научиться слушать ребенка,
  • помогать ему заканчивать начатые дела,
  • высказывать любовь, поддержку и одобрение, одновременно избегая агрессивного ответного поведения,
  • поощрять за выполненное.

Помните, гиперактивность – это не приговор, это форма жизни, хотя и с некоторым отклонением от нее. Важно как можно раньше понять, что ваш ребенок отличается от других, научиться справляться с его неуемной энергией, показать, насколько он любим. Только так можно вырастить цельную, развитую и талантливую личность.

Конечно, не стоит забывать и об врачебной помощи. Сеансы психотерапии помогут детям освоить социальные нормы, принятые в обществе: умение ждать, просить помощи, делиться, контролировать эмоции. Важно приходить на занятия вместе с ребёнком, чтобы показать, что вы – семья. И тогда ваш малыш начнёт меняться в лучшую сторону, научиться строить отношения со сверстниками, выработает собственные навыки поведения.

2
Опубликовано: 2015.11.12 4:09

Оставить комментарий:

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля