Вопросы психологу:

Если ваш ребенок часто болеет

У педиатров один ответ – слабый иммунитет. И начинается бесконечное пичканье ребенка всевозможными микстурами, дорогостоящими витаминами, БАДами. Это приносит пользу только фармацевтическим компаниям и аптекам.

Ведь если подумать, то, что такое иммунитет? Это естественная защита организма. Иммунная система формируется в первый год жизни и ослабевает довольно редко: в результате перенесенных заболеваний. Часто она просто отказывается «включаться» под влиянием психологических факторов.

Чтобы понять лучше, представим иммунную систему ребенка, как некого солдата, защищающего крепость. В каком случае солдат опустит оружие и ослабит защиту? В 10%, если его ранили или убили (не дай Бог). В остальных же? Правильно. Он получил приказ от своего верховного командующего – отступить, ослабить оборону.

В случае с иммунитетом – в роли командира выступает мозг (ведь именно мозг управляет всеми системами в организме человека). А мозг подчиняется подсознанию. Такому крошечному, но главному командиру, который сидит глубоко-глубоко под корочкой мозга, и отдает приказы. Мы его не слышим, а оно нас слышит еще как.

«Никто не хочет болеть» — скажете вы, и будете правы. Сознательно никто из нас не хочет болеть. И дети ваши тоже (ну разве что перед контрольной). Но подсознательно организм может вовсю стремиться ослабнуть. А дети еще более чувствительны и подвержены эмоциям.

Так почему же ребенок болеет?

Что же так тревожит наших детей, заставляя ослабнуть их маленький (но не слабый) организм?

1. Проблемы в школе (детском саду)

Дети ссорятся, дети мирятся. Школа – это маленькая отдельная жизнь. Отношения с одноклассниками и учителями дети принимают очень серьезно. Кажущаяся вам ерунда, ребенком может быть воспринята как трагедия.

Ссоры, психологическое давление со стороны сверстников или педагогов (все мы люди и среди педагогов хватает негативных личностей) могут привести к четко сформулированному желанию – «Я НЕ ХОЧУ ХОДИТЬ В ШКОЛУ». Это желание может быть не озвучено вслух, но жирным шрифтом прописывается под корочку головного мозга.

Сказано – сделано. Мозг принял команду и принялся за работу. И началась череда простуд, кашель, температура. Случается, что повышенная температура у ребенка держится довольно долго при отсутствии видимых причин. Таким образом, малыш бессознательно избегает школы или детского сада.

Что делать?

Прежде всего выяснить обстановку в школе, в классе, в группе. Поговорить с ребенком ласково. Обратите внимание на то, что его тревожит. Даже низкая успеваемость может послужить причиной частых заболеваний («у меня не получается учиться, я боюсь идти в школу»). Выясните, не дразнит ли кто ребенка? Нет ли у него каких либо проблем.

Девятиклассница Алла пролежала в больнице продолжительное время. Вернувшись в класс, она увидела, что ее место за партой было занято.

После уроков она обратилась к классному руководителю. Неопытная учительница отмахнулась, сказав: «найди сама, осталось чуть-чуть до конца учебного года, и ты окончишь школу».

Девочка села на свободную парту. На другой день эта парта была занята. Так продолжалось некоторое время, и для ребенка каждое утро начиналось с переживаний и стресса.

Случилось предсказуемое. Девочка начала постоянно болеть, пропустила много дней и «съехала» в учебе. Ее водили по всем врачам, включая гематолога, но причина не была найдена. Ей не верили, называли симулянткой.  И только когда мама разобралась с конфликтом, и ребенок обрел собственное «законное» место – болезни прекратились.

2. Недостаток внимания со стороны родителей

Это одна из распространенных психологических причин периодических заболеваний. Объясняется банально. Ребенок чувствует себя одиноким. Мама и папа постоянно на работе, а ему так хочется побыть с мамочкой, понежиться в ее объятиях, почувствовать себя окутанным заботой.

А когда нас больше всего жалеют? Правильно, когда мы болеем. В подсознании ребенка откладывается мгновенно: Кашель + насморк + температура = бедный заболевший малыш = мама дома, обнимает, жалеет (может и подарочек купит).

Но он это делает, конечно, не нарочно. Просто ребенку очень не хватает внимания. Он чувствует себя одиноким. И, поверьте, он не симулирует, ему действительно плохо. Он даже и не знает, что его подсознание таким образом помогает ему решить проблемы одиночества.

Что делать?

Подумайте, а не ваш ли это случай? Не чувствует ли себя одиноким ваш малыш? Не зависимо от возраста, все дети (от 0-17 лет) нуждаются в заботе и внимании родителей. Каждый по-разному, но нуждается каждый. Вспомните, не пытался ли ваш ребенок упрекнуть вас в том, что вы все время на работе, а он один?

Постарайтесь быть ближе к вашим детям. Даже если вы вынуждены работать от зари и до зари, даже если вы устаете – никогда не забывайте про тех, кому вы очень нужны – про ваших детей. Ведь всегда можно выкроить часик, чтобы обнять свое драгоценное чадо, почитать книжку, поиграть в кубики или посмотреть вместе фильм. Не важно что, главное быть почаще вместе.

3. Избыток внимания и гиперопека родителей

Если недостаток внимания со стороны родителей может привести к ослаблению иммунитета ребенка с целью привлечь это самое внимание, то гиперопека дает немного другой эффект.

Есть такие мамы, которые, прям, не надышатся на ребенка, стремятся оградить его от всех и вся. Стерилизуют каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, пичкают его таблетками при первом же «пчхи». Здесь чисто соматических причин предостаточно (иммунной системе даже не дают вступить в бой), но и психологических не меньше.

Такие мамы постоянно лечат детей. От всего. Им кажется, что у ребенка болит ВСЕ. Про таких говорят «залечила ребенка». А залечить действительно можно. Такому ребенку с пеленок внушают, что «он больной!». А внушение – коварная штука. Если хорошенько внушить здоровому, но мнительному человеку, что у него смертельная болезнь – он и вправду может лечь и умереть.

Подсознание усваивает: «Я – больной, слабый, мне нужна постоянная помощь мамы, постоянные лекарства» и командует мозгом, который слушается и включает механизм «саморазрушения» (страшное слово, но в психологии именно так и называется). Здесь иммунная система и рада бы вступить, но мозг ей командует: «Куда тебе? Ты не можешь. Тебя просто нет». И результат всегда один и тот же: Чем больше мама лечит, окутывает, обласкивает, контролирует ребенка — тем чаще он болеет. И она удваивает силы. Замкнутый круг.

Что делать?

Чтобы разорвать этот круг, важно успокоиться самой маме. От всего ребенка не уберечь. Дайте детям побольше самостоятельности. Никто еще не вырос без простуд, температур и прочих заболеваний. Именно так организм учится сопротивляться им.

Побольше веры в силы ребенка. Дайте ему почувствовать себя сильным, активным, здоровым. Это не значит, что не нужно давать лекарства детям, которые в этом нуждаются Просто не стоит заострять внимание на физической слабости ребенка, на его болезни. Не надо охать и причитать.

Не нужно внушать ребенку, что: «если ты пойдешь гулять — ты заболеешь, потому, что ты слабый». Если будете так говорить – он будет болеть. Пересмотрите свою позицию. Родительская опека – это хорошо, но «много хорошо – тоже плохо». Все, что имеет приставку «гипер» — это плохо.

Вот самые основные психологические причины детских болезней. Их может быть больше. Все дети индивидуальны, и сказать сразу, отчего ваш ребенок часто болеет, невозможно. Сложность состоит еще и в том, что дети не умеют анализировать свое состояние и на вопрос «что с тобой?» не могут ответить.

Здесь важна внимательность родителей, а лучше, профессиональная консультация у детского психолога. С помощью тестирования он сможет выявить детские тревоги, страхи и желания. Зная причину, бороться со следствием уже гораздо проще.

rebenok-boleet

2
Опубликовано: 2016.01.19 1:09

Оставить комментарий:

Авторизация

Регистрация

Генерация пароля